Теоретические сведения
Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.
МНОГОСОЮЗИЕ — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.
Например: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
БЕССОЮЗИЕ - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга
Например:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
АНТИТЕЗА — стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.
Например:
Как медлит время, когда мы спешим,
И как оно спешит, когда мы медлим!
М. Лисянский
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Например: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин).
ЭЛЛИПСИС – пропуск слов или фактов, они подсказываются контекстом (неполные предложения).
Например:
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
В. А. Жуковский
УМОЛЧАНИЕ — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.
Например:
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М. Ю. Лермонтов
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.
Например: Поэт внезапно встал. Побледнел.
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ — построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста.
Например: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ — это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями.
Например: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. (Л. М. Леонов)
|