Четверг
19.06.2025
02:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Русский язык [11]
Диктанты. Контрольные работы [49]
Рабочие программы. Русский язык [9]
Готовимся к ГИА по русскому языку [65]
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку [87]
Литература [10]
Рабочие программы. Литература [10]
Тесты по литературе. [16]
Экзамен по литературе, 9 класс [26]
Готовимся к ГИА по литературе [1]
Готовимся к ЕГЭ по литературе [6]
Учащимся [42]
Родителям [28]
Творческая страничка [75]
Учащимся 9А класса [35]
Учащимся 8Г класса [8]
Наши достижения [43]
Конкурс ы [6]
Переменка [29]
Игры [3]
Разработки уроков русского языка [43]
Разработки уроков литературы [95]
Говори правильно [2]
Физкультминутки [2]

КОТЭ

Наш опрос
Где вы отдыхали летом?
Всего ответов: 887

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Учащимся 9А класса

ФИГУРЫ РЕЧИ
30.04.2014, 19:48

Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи

 

Теоретические сведения

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

МНОГОСОЮЗИЕ — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.

Например: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

БЕССОЮЗИЕ - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга

Например: 
Швед, русский — колет, рубит, режет. 
Бой барабанный, клики, скрежет. 
Гром пушек, топот, ржанье, стон, 
И смерть и ад со всех сторон. 

(А.С. Пушкин)

АНТИТЕЗА — стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

Например: 
Как медлит время, когда мы спешим
И как оно спешит, когда мы медлим!

М. Лисянский

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Например: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин).

ЭЛЛИПСИС – пропуск слов или фактов, они подсказываются контекстом (неполные предложения).

Например: 
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

В. А. Жуковский

УМОЛЧАНИЕ — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Например: 
Хотя страшился он сказать, 
Нетрудно было б отгадать, 
Когда б… но сердце, чем моложе, 
Тем боязливее, тем строже… 

М. Ю. Лермонтов

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

Например: Поэт внезапно встал. Побледнел.

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ — построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста.

Например: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ — это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями.

Например: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. (Л. М. Леонов)

 

 

По материалам сайта: http://videotutor-rusyaz.ru

Категория: Учащимся 9А класса | Добавил: Учитель | Теги: фигуры речи, теория литературы
Просмотров: 1254 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ПРАВОСЛАВНЫМ

Вход на сайт

ВРЕМЯ

Поиск

АФОРИЗМЫ

КАЛЕНДАРЬ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал