Несмотря на распространённое мнение, что красноречие и ораторские способности — это удел избранных, практически любой человек способен (а учитель просто обязан!) подготовить хорошее публичное выступление. Ниже приведены 10 правил, которые помогут успешно выступить перед аудиторией (учениками, коллегами, другими зрителями и слушателями).
Поддерживайте зрительный контакт со всеми сидящими в аудитории слушателями. Отстранённый взгляд в никуда приведёт к тому, что внимание слушателей начнёт быстро рассеиваться. Смотреть постоянно на одного человека тоже неверно – надо, чтобы каждому из присутствующих казалось, что вы обращаетесь именно к нему. Чтобы добиться этого, надо обводить взглядом всю аудиторию, поочерёдно останавливая взгляд на разных слушателях.
Одежда должна соответствовать дресс-коду мероприятия, в котором вы участвуете. Если это деловой форум или лекция в университете, то лучше придерживаться официального или полуофициального стиля. В любом случае одежда должна быть удобной. Слишком тёмные тона в одежде вызовут у слушателей подсознательную насторожённость к вам, что может негативно отразиться на процессе установления контакта с аудиторией. Претенциозные, яркие цвета также не годятся, поскольку будут говорить о вас как о человеке, склонном к легкомыслию или, что ещё хуже, не умеющем одеваться со вкусом. Следует также помнить, что слишком яркие или пёстрые расцветки могут стать отвлекающим фактором. На публичных выступлениях всегда приветствуется деловой стиль с оригинальными элементами вашего убранства (однотонный галстук, платок из нагрудного кармана, шарф и т.д.), которые будут привлекать внимание к вашему лицу.
В меру используйте язык жестов. Невербальная подача информации зачастую производит больше впечатления, чем сказанные слова. Старайтесь вести себя раскованно, не стоять на одном месте за кафедрой или столом, а двигаться по аудитории и при необходимости жестикулировать. Однако важно не переборщить с жестами и мимикой, иначе излишние движения будут только отвлекать слушателей.
Подготовьте раздаточные материалы. Несмотря на то, что Вы планируете выступать с мультимедийной презентацией, необходимо помнить, что в аудитории есть те, кому может быть не очень комфортно смотреть на экран в силу психо-физиологических особенностей. Поэтому неплохо было бы подготовить для ваших слушателей памятки с кратким резюме выступления, а также «листами-памятками» на которых можно делать заметки или выполнять задания.
Шутите и улыбайтесь. Стиль подачи информации во многом зависит от темы презентации и контингента слушателей. Не в каждой аудитории будет уместно сыпать шутками, однако, даже делая презентацию на самые серьёзные образовательные темы, можно остроумно пошутить один или два раза за выступление. В менее официальной обстановке улыбаться и шутить можно и нужно гораздо чаще. Юмор поможет вам расположить к себе слушателей, сделать атмосферу в аудитории более доброжелательной. Будьте осторожны – важно, чтобы слушатели запомнили суть выступления, а не шутки!
Делайте паузы в выступлении. Человеческий мозг устроен так, что мы не можем слишком долго концентрироваться на одном предмете. Примерно после 10 минутного выступления слушатели начинают уставать и отвлекаться (если речь идёт об учащихся младших классов, то это значение можно сократить до 5-6 минут). Поэтому вместо непрерывной часовой речи лучше разбить своё выступление на несколько блоков, чередуя устную речь с демонстрацией наглядных материалов и интерактивной частью. Смена деятельности поможет обучаемым вновь сконцентрироваться на теме, а перерывы между блоками – самое удачное время, чтобы пошутить или рассказать небольшую интересную историю.
Чувствуйте свою аудиторию. Десять минут – это средний показатель, поэтому надо чутко реагировать на поведение общей массы слушателей и обращать внимание на их язык тела. Если большинство присутствующих начали «ёрзать», отвлекаться или зевать – значит надо как-то оживить своё выступление. Иногда по поведению аудитории можно определить, насколько понятна им излагаемая тема, нужно ли объяснить её более подробно или можно переходить к следующей.
Следите за речью. Если вы выступаете нечасто, прорепетируйте своё выступление перед зеркалом, можно также записать себя на видео, а потом прослушать. Обратите внимание на свою речь, если есть какие-либо шероховатости, над ними придётся поработать. Старайтесь говорить не слишком быстро, не перескакивать с одной мысли на другую и всегда логически заканчивать предложение (для этого подойдёт план-конспект урока). Иногда бывает так, что выступающий настолько увлекается, что его речь не поспевает за ходом его мыслей. Всегда помните о своих слушателях, говорите так, чтобы они успевали «переварить» сказанную информацию, особенно если тема для них незнакомая.
Готовьтесь заранее. О важности подготовки к выступлению с презентацией мы уже говорили ранее, ещё раз отметим, что к выступлению надо готовиться заблаговременно – написать доклад или его тезисы, сделать конспект урока, подготовить презентацию и раздаточные материалы. Если вы планируете использовать презентацию со слайдами, лучше проверить техническое оснащение той площадки, на которой вы собираетесь выступать. Проверьте, как работает оборудование, и совместим ли с ним ваш диск или USB-накопитель.
Ну и, наконец, импровизируйте. Как бы тщательно вы ни готовились к выступлению, что-то всегда может пойти не по задуманному сценарию. Даже проверенное оборудование может выйти из строя, в аудитории может оказаться намного больше или меньше слушателей, чем вы ожидали. Если тема вашего выступления очень заинтересует слушателей, будьте готовы раскрыть её более подробно, чем планировали изначально. И наоборот – если вы увидите, что присутствующим сложно охватить весь материал, придётся на ходу сокращать и упрощать свою презентацию. Вполне возможно, что ваша импровизация окажется успешнее любого заранее спланированного и тщательно подготовленного выступления.
Как показывает опыт, соблюдение этих правил позволяет провести наиболее успешные выступления в том случае, когда вы отлично знаете материал, с которым выступаете. В противном случае, ни шутки, ни красивая одежда не помогут достичь цели выступления.