Сравнительный анализ
рассказа И.А.Бунина «Поздний час»
и стихотворения «Тихой Ночью последний месяц вышел»
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
И. Бунин
Перед нами два, несомненно, лирических произведения.
Великолепный поэт и прозаик, Иван Алексеевич Бунин завораживает слогом, рисуя
образы прошлого и показывая, как трепетно и нежно можно принимать первые ростки
зародившегося чувства, которое, оказывается, невозможно забыть даже спустя
столько лет…
Безусловно, оба произведения связаны тематически и
сюжетно, хотя и написаны в разное время. Кстати, лирическое стихотворение,
написанное в 1916 году, кажется «моложе» по сравнению с отрывком из «Позднего
часа». В нем нет той глубины погружения в счастливое время «августовских
ночей», которое пережил герой. Стихотворение в большей степени наполнено
констатацией фактов («дверь балкона скрипнула», «мы одни не спали», «ты отворила
дверь», «к губам платочек прижимала» ), остальное читатель должен домыслить
сам. Лирический герой только на закате дней понимает, как много он потерял
тогда:
Если б, друг мой, было б в нашей воле
Эту ночь вернуть…
Само действие развивается так же стремительно, как в
сознании человека всплывают фрагменты его прошлого, да, именно фрагменты.
Лирическое начало – лунная ночь, тайное свидание с девушкой - вдруг перерастает в драматическую коллизию
ссоры, обиды, а может быть, причиной слез стала ситуация, из-за которой молодые
люди не могли больше встречаться. Автор намеренно обходит стороной какие-то
ненужные, с его точки зрения подробности – не это главное! – он помнит только
ее прекрасное заплаканное лицо, свою растерянность и душевную боль…
Намного глубже и трагичнее погружение в «то время»
звучит в рассказе «Поздний час». Перед
нами возникает образ лирического героя,
который через много лет возвращается в город своей юности, на «старую
улицу» с ухабистой мостовой и покосившимися от старости купеческими домами.
Многих, кого он знал раньше, уже нет рядом, ведь жизнь так быстротечна («…давно
ли начинали и они, уверенные, что ей конца не будет, а все началось, протекло и
завершилось на моих глазах, – так быстро и на моих глазах!»), в доме, расположенном
в конце улицы живут другие люди – все изменилось… Но что же заставляет героя
идти сюда?
Память. Человеку свойственно забывать плохое, но то
прекрасное, что было в его жизни, он помнит всегда. Наш герой переносится в
прошлое и видит перед собой Её: «…просто убранные темные волосы, ясный взгляд,
легкий загар юного лица, легкое летнее платье, под которым непорочности
крепость и свобода молодого тела». Теплыми августовскими ночами, пахнущими
яблоками (ах, эти антоновские яблоки – как любил их запах сам автор!), молодые
люди, встречаясь тайком (сравним: «ты отворила/ Дверь на лунный свет»), познали
первое, только еще зарождающееся чувство любви.
Память. Кажется, протяни руку – и Ее рука окажется в
твоей, ты услышишь биение Ее часто колотящегося сердца, в Ее глазах отразятся
звезды. Зарождающееся чувство делает людей счастливыми, мгновенья «ничем не
омраченного счастья, близости, доверчивости» - незабываемыми. Нежность, трепет
души, ощущение радости – все связано с той ночью «конца августа», когда жизнь
только начиналась. Он видит только Ее глаза, не замечая ни «безгрешного сияния…
месяца», ни «одинокую зеленую звезду» на небе. Вселенная – это Она.
Пронзительно щемяще звучат его слова, ставшие гимном Любви, но сказанные так
просто, естественно: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану
там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.»
Сегодня он уйдет отсюда навсегда. Туда, откуда не
возвращаются. Он верит, что Она ждет его…
Особая, интимно-лирическая манера повествования Бунина
заставляет читателя погрузиться в мысли, настроение, чувства героя, стать
частичкой его души, увидеть мир его глазами. Он не говорит высокопарных слов,
все просто, понятно, близко, если хотите, детально. Именно эти, казалось бы,
незначительные подробности делают прозу и лирику душевной, гармоничной.
Сравните: «старик с колотушкой», «нагретая за день мостовая», «заросшая сухими
травами дорожка» (это в рассказе «Поздний час»), «черные липы», «глупая ссора»,
«платочек… смокшийся от слез» (читаем в стихотворении). Наверное эти незначительные
детали делают произведения своими, интимными, близкими, понятными.
Читатель погружается в действо незаметно – ряды
однородных членов увлекают и «тащат» за собой, не давая возможности
остановиться: «Я все-таки не решился дойти до вашего дома…Какие-то чужие, новые люди живут в нем теперь. Твой отец, твоя мать, твой брат – все
пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и у меня все умерли; и
не только родные, но и многие, многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь;
давно ли начинали и они, уверенные, что ей
конца не будет, а все началось,
протекло и завершилось на моих глазах, – так быстро и на моих глазах!»;
Ты к губам платочек прижимала,
Смокшийся от слез,
Ты, рыдая и
дрожа, роняла
Шпильки из волос,
У меня от нежности
и боли
Разрывалась грудь...
Повествование от первого лица, употребление сложных
предложений, повторов слов («…многие,
многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь», «А для нас, для нас/В темноте аллей цветы
дышали…»), риторических восклицаний («Какой мир, какое благополучие!», «Если б,
друг мой, было б нашей воле/Эту ночь вернуть!»), обилие эпитетов, одушевление
природы (а она у Бунина всегда участник событий), недосказанность («И я пошел –
взглянуть и уйти уже навсегда….», «Если б, друг мой, было б нашей воле/Эту ночь
вернуть…») – все это делает произведения
похожими, подчеркивает стилистическую манеру письма автора и в то же время они
остаются неповторимыми. Сочетанье «прекрасного и вечного» - это и есть Бунин.
|