Шаблон по написанию сочинения С 2 ГИА Шаг 1. - Знакомимся с высказыванием.
- Внимательно прочитайте высказывание о языке.
- Задание. Осмыслите его.
Шаг 2. - Определяем основную мысль высказывания.
- Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы: - о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
- о роли фразеологизмов в речи и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: - сформулировать позицию автора высказывания;
- выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор - анализирует
- характеризует
- рассуждает
- отмечает
- доказывает
- сравнивает
- называет
- описывает
- разбирает
- останавливается на ...
- раскрывает содержание
- отмечает важность
- формулирует
- касается
- утверждает
- считает, что ...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: - действительно
- на самом деле
- не могу не согласиться с автором высказывания
- я полностью согласен с ...
- вынужден согласиться с ...
- я разделяю точку зрения автора высказывания
- я поддерживаю мнение автора
- бесспорно мнение автора о том, что ...
Варианты вступлений Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.
Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Высказывание К.В.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. Шаг 4. Пишем основную часть - Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
- Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
- Докажем эту мысль на примерах из текста...
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами,имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Аргумент 1. Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
- Таким образом, ...
- Итак, ...
- Следовательно, ...
- В итоге можно прийти к такому выводу: ...
- В заключение можно сказать, что ...
- Мы убеждаемся в том, что ...
- Обобщая сказанное, ...
- Из этого следует, что ...
Примеры заключений: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. Схема 1 Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. - Каждую часть начинаем с красной строки.
- То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
- А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Схема 2 - Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
- Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).
- Пример лексического явления в тексте, его роль.
- Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).
- Пример грамматического явления в тексте, его роль.
- Вывод.
Схема 3 - Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
- Пример лексического явления в тексте, его роль.
- Пример грамматического явления в тексте, его роль.
- Вывод (авторское высказывание).
|