Программа факультативного курса по подготовке к ГИА
Пояснительная записка
Программа подготовки к ГИА по
русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения
орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание
уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно
прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный
текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на
каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая
программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического
значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов,
знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической
замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения
учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего
невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию
средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете
на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Программа содержит практикум по
анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических
конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и
обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без
чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом
занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных
навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся
находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные
орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Все виды учебной деятельности
учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую
систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников,
усвоение ими практической грамотности.
Данный факультативный курс (34 ч.) призван помочь учащимся успешно
подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее,
углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс
состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части
экзаменационной работы.
Тематическое планирование факультативного курса по русскому языку
Содержание учебного материала
|
Количество часов
|
Подготовка к
написанию изложения
|
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)
|
1
|
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
|
1
|
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
|
1
|
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их
роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2
(приложение)
|
1
|
Контрольная работа № 1.
Написание изложения
|
2
|
Подготовка к
выполнению тестовых заданий
|
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки
зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы,
фразеологизмы. Практическая работа № 3
|
1
|
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
|
1
|
Орфограммы в корнях слов. Практическая
работа № 5
|
1
|
Подготовка к выполнению тестовых заданий
|
1
|
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. Практическая
работа № 6
|
2
|
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные
члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Простое осложненное предложение. Практическая
работа № 7
|
2
|
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения.
Простое осложненное предложение. Практическая
работа № 8
|
2
|
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и
предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
|
2
|
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений.
Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
|
2
|
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
|
2
|
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные
сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12
|
1
|
Правописание производных предлогов. Правописание союзов.
Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая
работа № 13.
|
1
|
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог,
цитаты)
|
1
|
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой
выразительности
|
1
|
Контрольная работа № 2.
Тестирование
|
1
|
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста. Практическая
работа № 14
|
2
|
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
|
1
|
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения. Практическая
работа № 16
|
2
|
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических
ошибок. Корректировка текста
|
1
|
Итоговое занятие
|
1
|
Рекомендуемая литература для
учителя
1. Государственная итоговая
аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.:
"Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9
класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10
вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.:
"Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский
язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум
по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И.
ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме).
Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9
класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме).
М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика
преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС,
2007.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.,
Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
8. Нарушевич А.Г. Сочинение на
ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
9. Опыты анализа художественного
текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Источник: Журнал "Справочник
заместителя директора школы" № 10, 2011 года
|