Четверг
17.07.2025
07:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Русский язык [11]
Диктанты. Контрольные работы [49]
Рабочие программы. Русский язык [9]
Готовимся к ГИА по русскому языку [65]
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку [87]
Литература [10]
Рабочие программы. Литература [10]
Тесты по литературе. [16]
Экзамен по литературе, 9 класс [26]
Готовимся к ГИА по литературе [1]
Готовимся к ЕГЭ по литературе [6]
Учащимся [42]
Родителям [28]
Творческая страничка [75]
Учащимся 9А класса [35]
Учащимся 8Г класса [8]
Наши достижения [43]
Конкурс ы [6]
Переменка [29]
Игры [3]
Разработки уроков русского языка [43]
Разработки уроков литературы [95]
Говори правильно [2]
Физкультминутки [2]

КОТЭ

Наш опрос
Какой материал на сайте вам интересен?
Всего ответов: 863

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

А14. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
22.12.2013, 15:28

А14

Правописание корней

(№ задания соответствует № задания Демоверсии 2012 года)

Задание А14 (по Демоверсии 2012 г.) проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

1.Проверяемые гласные в корне.

2.Непроверяемые гласные в корне.

3.Чередующиеся гласные в корне.



Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

 

& Правило: проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове (чародей - чары)

GЛовушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

GЛовушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?                      в…кторина - ?                 ор…гинал - ?

 

Корни с чередование гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть!

  

Формулировки задания А14 могут быть разные:

ü     × В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?

ü     × В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?

ü     × В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

 

Алгоритм действий №1

1.    В каждом варианте ответа выделить корни.

2.    Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.    К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.    Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

 

Разбор задания

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

 

Вариант №1

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом,  правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

 

Алгоритм действий

1)        В каждом варианте ответа выделить корни.

2)        Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)        Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)        К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)        Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со   словарным словом.

 

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное все три слова должны быть на одно правило.

 

Разбор задания

 

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать


Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск...чил, вн...мал

2)   д…лины, нап...дение, в…дать

3)   ст…реть, закл...наю, пон…мать

4)   тв...рчество, расст...лать, нач...нать


Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

 

1)   р…стительный, переск...чил, вн...мал

2)   д…лины, нап...дение, в…дать

3)   ст…реть, закл...наю, пон…мать

4)   тв...рчество, расст...лать, нач...нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа - №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

 

Значит, правильный ответ – вариант №2.


? Потренируйся

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

 

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

 

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

 

 

 

 

Категория: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку | Добавил: Учитель | Теги: егэ, правописание корней, русский язык
Просмотров: 6074 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ПРАВОСЛАВНЫМ

Вход на сайт

ВРЕМЯ

Поиск

АФОРИЗМЫ

КАЛЕНДАРЬ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал