Суббота
23.11.2024
15:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Русский язык [11]
Диктанты. Контрольные работы [49]
Рабочие программы. Русский язык [9]
Готовимся к ГИА по русскому языку [65]
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку [87]
Литература [10]
Рабочие программы. Литература [10]
Тесты по литературе. [16]
Экзамен по литературе, 9 класс [26]
Готовимся к ГИА по литературе [1]
Готовимся к ЕГЭ по литературе [6]
Учащимся [42]
Родителям [28]
Творческая страничка [75]
Учащимся 9А класса [35]
Учащимся 8Г класса [8]
Наши достижения [43]
Конкурс ы [6]
Переменка [29]
Игры [3]
Разработки уроков русского языка [43]
Разработки уроков литературы [95]
Говори правильно [2]
Физкультминутки [2]

КОТЭ

Наш опрос
Какой материал на сайте вам интересен?
Всего ответов: 859

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Экзамен по литературе, 9 класс

ОТВЕТ НА БИЛЕТ №22
31.05.2012, 21:50

№22

1.                Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Литературная деятельность Дениса Ивановича Фонвизина, писателя XVIII в., началась на студенческой скамье. Широкую известность принесла ему комедия «Бригадир».

Лучшим произведением Фонвизина стала комедия «Недоросль», написанная в духе классицизма, т.е. по правилу «трех единств»: времени, места, действия (события происходят в течение одних суток в усадьбе помещицы Простаковой).  «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия.

«Недоросль»  стал произведением, отразившим  условия общественной жизни России XVIII в. Суть пьесы – конфликт передовых, просвещенных дворян с невежественными крепостниками. В комедии автор поднимает проблемы крепостничества и самодержавия, любви и дружбы, воспитания и образования.

Герои комедии четко разделены на положительных и отрицательных. Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. Её власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих людях?» Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «каналья», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный».

Митрофанушка – дворянский сын,  детина  16  лет, баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив. К домочадцам и слугам обращается грубо. Няню Еремеевну называет «старой хрычовкой». Митрофан  так  и не научился     толком    грамоте (прилагательное от существительного отличить не может, сам не решит ни одной арифметической задачки). Он с удовольствием гоняет голубей да мечтает о сытной жизни за счет приданого будущей жены Софьи. Сама Простакова видит в нем большого человека: «Все Скотинины лежа на боку чины добывали». Заботливая и любящая мать готова броситься на любого, кто обидит ее дитятко, но не понимает, что своим «воспитанием» только губит его.

Мать  наняла для Митрофана учителей, которые вызывают только смех: немец Вральман - бывший кучер, учитель математики – отставной солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Они не очень требовательны к ученику, да и маменька не дает его в обиду, учит по-своему: «А уж коли найдешь кошелек, Митрофанушка, ни с кем не делись, все себе оставь».

Фонвизин высмеивает и то, как воспитывались дворянские дети в 18 веке. Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили». Митрофан во всем похож на свою мать: он груб с дворовыми, невежествен, бескультурен, ни во что не ставит родного отца, мало того, в трудную для Простаковой минуту буквально отталкивает ее от себя: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». Пьеса заканчивается словами Стародума : «Вот злонравия достойные плоды!»

В финале пьесы, как и полагается произведению классицизма, зло наказано, добро торжествует: у Простаковой государство берет под свою опеку крестьян, а Митрофана отправляют на службу.

Постановка комедии «Недоросль» на петербургской сцене стала крупным культурным событием в конце XVIII в. Публика пришла в такой восторг, что бросала кошельки с деньгами на сцену, чтоб вознаградить игру актеров. Популярна комедия и в наши дни, а имя ее героя Митрофана стало нарицательным.

 

 

2.                Тема назначения поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение по выбору наизусть.

М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт и писатель первой половины 19 века. Он автор знаменитых стихотворений «Бородино», «Узник», «Парус». Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, произведения Лермонтова отражают его внутренний мир, поиски смысла жизни.

Тема назначения поэта и поэзии волновала всех мастеров слова. «Смерть Поэта» - стихотворение, написанное в 1837 г., посвящено А.С.Пушкину. Оно представляет собой лирический монолог, в котором образ убитого Поэта возвышается над виновниками его смерти – это и Дантес, и высшее общество, "жадною толпой стоящее у трона", которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: "Свободы, Гения и Славы палачи", "наперсники разврата", "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов". Лермонтов грозит им божьим судом, который "недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед".

В стихотворении "Поэт" автор неожиданно сближает два образа — кинжала и поэта. В первой части стихотворения автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил "наезднику в горах", не на одной груди оставив страшный след "и не одну прорвав кольчугу". Но после гибели своего хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным "в походной лавке армянина".

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный;

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Смысл истории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Цель поэзии — "воспламенять бойца для битвы". Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью. Но "простой и гордый" поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся "блестками и обманом". Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению.

Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет "гордого чела".

Незадолго до смерти написано стихотворение «Пророк». Это продолжение темы пушкинского «Пророка», который пришел к людям выполнить миссию, назначенную Богом, но его не хотят слушать и изгоняют из общества людей:

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает "всеведеньем", которое дает ему право провозглашать людям "любви и правды чистые ученья". Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от "злобы и порока". Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.

Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.



 

Категория: Экзамен по литературе, 9 класс | Добавил: Учитель | Теги: экзамен по литературе
Просмотров: 2352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПРАВОСЛАВНЫМ

Вход на сайт

ВРЕМЯ

Поиск

АФОРИЗМЫ

КАЛЕНДАРЬ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал