№22
1.
Сатирическое изображение
нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Литературная деятельность Дениса Ивановича Фонвизина,
писателя XVIII в., началась на студенческой скамье. Широкую известность
принесла ему комедия «Бригадир».
Лучшим произведением Фонвизина стала комедия
«Недоросль», написанная в духе классицизма, т.е. по правилу «трех единств»:
времени, места, действия (события происходят в течение одних суток в усадьбе
помещицы Простаковой). «Недоросль» -
первая русская социально-политическая комедия.
«Недоросль»
стал произведением, отразившим
условия общественной жизни России XVIII в. Суть пьесы – конфликт
передовых, просвещенных дворян с невежественными крепостниками. В комедии автор
поднимает проблемы крепостничества и самодержавия, любви и дружбы, воспитания и
образования.
Герои комедии четко разделены на положительных и
отрицательных. Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет
хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.
Её власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих
людях?» Основным средством создания образа Простаковой становится речевая
характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она
говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия»,
«каналья», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный».
Митрофанушка – дворянский сын, детина
16 лет, баловень матери, любимец
дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив. К домочадцам и слугам обращается
грубо. Няню Еремеевну называет «старой хрычовкой». Митрофан так и
не научился толком грамоте (прилагательное от существительного
отличить не может, сам не решит ни одной арифметической задачки). Он с
удовольствием гоняет голубей да мечтает о сытной жизни за счет приданого
будущей жены Софьи. Сама Простакова видит в нем большого человека: «Все Скотинины
лежа на боку чины добывали». Заботливая и любящая мать готова броситься на
любого, кто обидит ее дитятко, но не понимает, что своим «воспитанием» только
губит его.
Мать наняла для
Митрофана учителей, которые вызывают только смех: немец Вральман - бывший
кучер, учитель математики – отставной солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Они
не очень требовательны к ученику, да и маменька не дает его в обиду, учит
по-своему: «А уж коли найдешь кошелек, Митрофанушка, ни с кем не делись, все
себе оставь».
Фонвизин высмеивает и то, как воспитывались дворянские
дети в 18 веке. Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик
демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут
и жили». Митрофан во всем похож на свою мать: он груб с дворовыми, невежествен,
бескультурен, ни во что не ставит родного отца, мало того, в трудную для
Простаковой минуту буквально отталкивает ее от себя: «Да отвяжись, матушка, как
навязалась!». Пьеса заканчивается словами Стародума : «Вот злонравия достойные
плоды!»
В финале пьесы, как и полагается произведению
классицизма, зло наказано, добро торжествует: у Простаковой государство берет
под свою опеку крестьян, а Митрофана отправляют на службу.
Постановка комедии «Недоросль» на петербургской сцене
стала крупным культурным событием в конце XVIII в. Публика пришла в такой
восторг, что бросала кошельки с деньгами на сцену, чтоб вознаградить игру
актеров. Популярна комедия и в наши дни, а имя ее героя Митрофана стало
нарицательным.
2.
Тема назначения поэта и поэзии в лирике
М.Ю.Лермонтова. Стихотворение по выбору наизусть.
М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт и писатель первой
половины 19 века. Он автор знаменитых стихотворений «Бородино», «Узник», «Парус».
Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, произведения Лермонтова отражают его
внутренний мир, поиски смысла жизни.
Тема назначения поэта и поэзии волновала всех мастеров
слова. «Смерть Поэта» -
стихотворение, написанное в 1837 г., посвящено А.С.Пушкину. Оно представляет
собой лирический монолог, в котором образ убитого Поэта возвышается над
виновниками его смерти – это и Дантес, и высшее общество, "жадною толпой
стоящее у трона", которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого
поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо
хлесткие, как пощечина, обвинения: "Свободы, Гения и Славы палачи",
"наперсники разврата", "надменные потомки известной подлостью
прославленных отцов". Лермонтов грозит им божьим судом, который
"недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед".
В стихотворении "Поэт"
автор неожиданно сближает два образа — кинжала и поэта. В первой части
стихотворения автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и
правдой служил "наезднику в горах", не на одной груди оставив
страшный след "и не одну прорвав кольчугу". Но после гибели своего
хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным
"в походной лавке армянина".
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Смысл истории кинжала в том, что он из страшного
оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь
сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия
может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется
от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии.
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов
высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Цель поэзии — "воспламенять
бойца для битвы". Значит, поэт — это не только человек, обладающий
поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше
других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью,
независимостью, неподкупностью. Но "простой и гордый" поэт не сразу
находит отклик в душах людей, которые тешатся "блестками и обманом".
Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях,
опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта,
отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту,
призывает его быть верным своему высокому назначению.
Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она
пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек,
который ни перед кем не склоняет "гордого чела".
Незадолго до смерти написано стихотворение «Пророк».
Это продолжение темы пушкинского «Пророка», который пришел к людям выполнить
миссию, назначенную Богом, но его не хотят слушать и изгоняют из общества
людей:
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том,
какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то
лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает "всеведеньем",
которое дает ему право провозглашать людям "любви и правды чистые
ученья". Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание
избавиться от "злобы и порока". Но его гуманные искренние слова не
вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В своей благородной миссии пророку приходится терпеть
насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным
только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к
людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной
миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался от идеалов любви и
справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед
трудностями и гонениями.
Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в
вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он
продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на
насущные нужды современности.
|