№21
1. Образ Чацкого в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума». Отрывок наизусть.
Грибоедов вошел в русскую литературу как автор
известной комедии "Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о
воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном
праве. Писатель показал столкновение двух эпох, двух миров - старого
"закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Мировоззрение представителей «века минувшего»
сложилось в прошлом столетии, в «золотой» екатерининский век, и с тех пор
никаких изменений не произошло. «Век минувший» — это люди разного возраста и
положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, графиня Хлестова, Загорецкий. Основная
черта, их объединяющая, — консерватизм, желание сохранить все, «как делали
отцы», они «сужденья черпают из забытых газет».
«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким. Это молодой
человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование за
границей. Он мог построить блестящую карьеру. Взгляды Чацкого на жизнь
противоположны мировоззрению «фамусовского общества». Он не желает служить, так
как ему прислуживаться тошно, он хочет «служить делу, а не лицам», а такое
невозможно. Бюрократизм, чинопочитание, взяточничество для Чацкого неприемлемы.
Он обличает крепостников, которые могли продать за
двух борзых собак своих людей, которые «и жизнь и честь его спасали». Чацкий
критикует устарелые взгляды московского общества, выступает против
крепостничества. Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному,
которое проявляется в копировании моды, в засилье французского языка. Он
замахивается на весь уклад фамусовского общества, поэтому его объявляют
сумасшедшим.
Во всех словах Чацкого есть правда. Он не боится
говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской
Москвы во лжи и лицемерии. Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом,
независимостью суждений, силой воли, мужеством.
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике.
И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем»,
превосходящим Онегина и Печорина. Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский,
считая этот образ почти что фарсовым: «...Это просто крикун, фразер, идеальный
шут». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума»
кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий?
Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову?
Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал
поэт.
Несмотря на то, что комедия заканчивается отъездом
Чацкого, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это
значит, что устои Фамусовых и ему подобных пошатнулись.
2. «Собачье сердце» М.А.Булгакова как
социально-философская сатира на современное общество.
Михаил Афанасьевич Булгаков – известный писатель 20
века. Его перу принадлежит роман «Мастер и Маргарита», сатирическая повесть
«Собачье сердце».
Профессор Преображенский лабораторным путем превращает
добрейшую собаку Шарика в человека, взяв гипофиз головного мозга у покойника
Клима Чугункина, который в прошлом был дебоширом и пьяницей. Дурная
наследственность перешла к Полиграфу Шарикову (так назвал себя новый член
общества). Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений
о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он
абсолютно безнравствен.
Профессор Преображенский восклицает: "Разруха — в
головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием
куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по
коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и
шариковщину.
По требованию председателя домового комитета товарища
Швондера Шарикову выдают документ, и он приобретает права, равные с
профессором. «Документ — это самая важная вещь на свете», — говорит Швондер, и
действительно, в этом мире документ значит гораздо больше, чем человек.
Шариков четко осознает главное правило жизни: грабь,
воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к
всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может
смириться с тем, что тот "один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу,
по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него
отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. С каждым
днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в
квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова
становится его новая работа: он становится
заведующим отделом очистки города от бродячих животных – кошек и собак.
И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся
уничтожать себе подобных.
Благие намерения Преображенского создать "новую
единицу общества" оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что
насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к
одинаково катастрофическим результатам. В повести чародею-профессору
удается обратное превращение человека-монстра в собаку. Хорошо, что профессор
понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни
шариковы оказались куда более живучими. В нашей стране после революции 1917
года были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с
собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
М. Булгаков ясно показывает, к чему может привести
примитивно принятое равенство. Именно поэтому повесть, написанная в начале
века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим
поколениям.
|