№17
1.Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя
«Шинель».
Николай Васильевич Гоголь – известный писатель первой
половины 19 века, современник Пушкина. Его перу принадлежат рассказы «Вечера на
хуторе близ Диканьки», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души».
Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за
пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного
советника — и все-таки смирён, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у
Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его
«духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он
служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает.
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало
канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим
обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.
Гоголь вводит в повесть образ молодого чиновника, который,
поступив на службу, присоединился было к насмешкам над Башмачкиным, но, услышав
его слова, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все
переменилось перед ним и показалось в другом виде... И долго потом, среди самых
веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими
проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих
проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как
самого себя» — если эта истина попирается, человеческому миру не на чем
держаться.
Чтобы сшить шинель, Акакий Акакиевич должен был жить
сверхэкономно, он даже перестал ужинать, «питался
духовно». Шинель стала не просто спасением тела от
холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства.
Страшное душевное потрясение от человеческой
несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает:
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для
кого не интересное». Но в предсмертном бреду он переживает еще одно «озарение»,
произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова».
При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о
каком-либо сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на
улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий
Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него
шинель. Автор прибегает здесь к фантастике для того, чтобы глубже раскрыть
протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке,
представителе «низшего класса» общества.
Повесть «Шинель» проникнута идеей гуманизма,
состраданием к маленькому человеку. Она оставила глубокий след в русской
литературе. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»,- утверждал позже Ф.М.Достоевский.
2.Василий Теркин – обобщенный образ
русского солдата (по поэме А.Т.Твардовского).
Чтение наизусть.
Александр
Трифонович Твардовский – известный поэт 20 века. Поэма «Василий Теркин»
написана на основе личного опыта автора — участника Великой Отечественной
войны.
Это свободное повествование-хроника («Книга про бойца,
без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны — от начала до
Победы. Главы поэмы высвечивают разные события войны: «На привале», «Перед
боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др.
Главы не связаны между собой последовательно, каждая
из них яляется законченным произведением. Это сделано для того, чтобы бойцы
могли читать любую из глав, которая им попадется, передавать стихи из рук в руки,
так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто
дослышит — угадать вперед нельзя..."
Стержнем поэмы является образ главного героя —
рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный
образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и
характера обыкновенного русского солдата. Теркина - это «богатырь, сажень в
плечах», «весельчак», «человек бывалый».
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе...
Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для
которого жизнь — это оставшийся от отца жилище, милый, обжитой и находящийся в
опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется
большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как
каждодневный и тяжкий ратный труд — и бой, и переход на новые позиции, и ночлег
в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный,
простой солдат.
В образе Теркина автор акцентирует лучшие
качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и
огромную преданность своей родной земле.
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый,
смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»). Поэма "Василий Теркин"
дает ответ на вопрос: как победить?
В знаменитой главе "Переправа" автор изображает героизм русского солдата:
Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.
Поэма Александра Твардовского "Василий
Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской
литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает
правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше
автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине.
Твардовский нигде не описал наружность Теркина, но тот самый боец узнаваем:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождик, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
|