№14
1.Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова.
Чтение наизусть одного из стихотворений.
М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт и писатель первой
половины 19 века. Он автор знаменитых стихотворений «Бородино», «Узник», «Парус».
Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, произведения Лермонтова отражают его
внутренний мир, поиски смысла жизни.
Тема назначения поэта и поэзии волновала всех мастеров слова. «Смерть Поэта» - стихотворение, написанное в 1837 г., посвящено
А.С.Пушкину. Оно представляет собой лирический монолог, в котором образ убитого
Поэта возвышается над виновниками его смерти – это и Дантес, и высшее общество.
Незадолго до смерти написано стихотворение «Пророк».
Это продолжение темы пушкинского «Пророка», который пришел к людям выполнить
миссию, назначенную Богом, но его не хотят слушать и изгоняют из общества
людей:
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Тема Родины
представлена стихотворениями «Родина», «Бородино».
В стихотворении «Родина»
Лермонтов простыми и ясными словами сказал о своей любви к родной стране: ему
милы природа, простой народ, но он равнодушен к славе, «купленной кровью», к
заветам прошлого. «Бородино»
раскрывает образ простого русского солдата, вспоминающего, какой ценой
досталась победа над французами.
Тема судьбы поколения отразилась в стихотворении «Дума». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о
жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым
(«наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он
пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может
быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше
поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не
равнодушен к обществу, окружающему его. Тему поколения продолжает стихотворение
«И скучно и грустно», оно создано в
1840 г. В нем звучит мотив безысходности, одиночества. Это внутренний монолог,
исповедь лирического героя, наполненная грустными раздумьями о жизни.
Тема любви –
одна из любимых в лирике Лермонтова. В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю» поэт рассказывает об угасшем
чувстве: прошло время, и образ любимой изменился, надежды на будущее нет. «Нищий» - тоже стихотворении об
отвергнутой любви. Лирический герой сравнивает себя с нищим, которому в
протянутую руку положили вместо хлеба камень. «Расстались мы…» повествует также о прошлой любви, которую
невозможно забыть.
«Выхожу один
я на дорогу…» - философское
размышление о человеческой жизни и смерти. Лирический герой верит, что
физическая смерть не является завершением жизненного пути, бесконечность
космоса влечет его в неведомый мир. Мотив одиночества пронизывает все
стихотворения Лермонтова. Он противостоит равнодушному миру, ищет свободы,
гармонии с миром.
2. Изображение «маленького человека» в
повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за
пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше
титулярного советника — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний.
Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все
его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать:
он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не
считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько
хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим
обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.
Гоголь вводит в повесть образ молодого чиновника, который,
поступив на службу, присоединился было к насмешкам над Башмачкиным, но, услышав
его слова, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все
переменилось перед ним и показалось в другом виде... И долго потом, среди самых
веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими
проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих
проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как
самого себя» — если эта истина попирается, человеческому миру не на чем
держаться.
Чтобы сшить шинель, Акакий Акакиевич должен был жить
сверхэкономно, он даже перестал ужинать, «питался
духовно». Шинель стала не просто спасением тела от
холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства.
Страшное душевное потрясение от человеческой
несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает:
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для
кого не интересное». Но в предсмертном бреду он переживает еще одно «озарение»,
произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова».
При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо
сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах
Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий
Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него
шинель. Автор прибегает здесь к фантастике для того, чтобы глубже раскрыть
протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке,
представителе «низшего класса» общества.
Повесть «Шинель» проникнута идеей гуманизма,
состраданием к маленькому человеку. Она оставила глубокий след в русской
литературе. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»,- утверждал позже
Ф.М.Достоевский.
|