№13
1. Утверждение общечеловеческих
ценностей в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним
из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет
очень прост — дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их
любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей
возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает,
бросившись в воду.
Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она
должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится
повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной
девушки: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему». Образ
сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку
прежде автор оставался «за кадром».
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в
русском обществе. Писатель убежден, что любовь
раскрывает в человеке лучшие стороны его души, делает его нравственно богатым и
прекрасным, неодолимо ведет к счастью. Но страстям, внушаемым природой, противостоят
«законы» социального неравенства влюбленных. Лиза - бедная крестьянская
девушка, Эраст - богатый дворянин.
Автор не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой
дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но Карамзин первый в
русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице самого низкого
сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести стала крылатой. Сочувствие
простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных
— в этом главная заслуга Карамзина.
2. Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова.
Стихотворение наизусть.
На 30-е годы 19 века приходилась так называемая «эпоха
безвременья». М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал
действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём
творчестве (роман «Герой нашего времени»), в том числе и в лирике. Одним из
главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само
название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения.
Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его
принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто,
иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью
слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к
своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его.
Современники поэта – равнодушные, холодные люди. «Дума»
помогает нам понять нравственную позицию
поколения 30-х годов: «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию –
презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы
вянем без борьбы…». Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны
занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство,
они несчастны. Подведя итог, поэт в конце своего произведения выносит приговор,
которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Значит, эти люди не оставили после себя следа, новых
открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за
этого не удостоятся даже памяти потомков.
Тему поколения продолжает стихотворение «И скучно и
грустно», оно создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности, одиночества. Это
внутренний монолог, исповедь лирического героя, наполненная грустными
раздумьями о жизни.
Герой пытается понять свое внутреннее душевное состояние,
его размышления полны противоречий и сомнений. Элегия представляет собой
трехчастную структурную композицию: вступление (первые две строки) определяет
внутреннее состояние героя. Основная часть состоит из вопросов: «желанья... что
пользы... желать?»; «любить - но кого же?»; «что страсти?., их сладкий недуг
исчезнет». Вывод заключен в последнем двустишии: «И жизнь... такая пустая и
глупая шутка!»
Прерывистость речи (многоточие, тире), насыщенность
вопросительными и восклицательными предложениями, словесные повторы создают
впечатление взволнованности лирического героя.
Поэт изображал своё поколение,
каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его
стихотворения получались искренними, наполненными беспокойством за будущее России.
|