Подготовка к изложению
текста с элементами сочинения
I.Введение в тему:
- О чем вам говорит имя В.П.Астафьева?
- Какие произведения известны?
II.
Биографическая справка.
Осенью 1942 года (в 18 лет) Виктор Астафьев
добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на
Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый
Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной
Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение
Польши». Несколько раз он был тяжело ранен. Прошел всею войну, домой вернулся в
1945 г.
Многие произведения Астафьева автобиографичны.
III. Знакомство с
текстом. (читается без заглавия)
И прахом своим
В
густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот
сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. И здесь же ютились
хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень
колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и
виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами
елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за
жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! — таков
закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь
можно было прорасти, но нельзя выжить.
Я заметил, что одна из елочек сильно отличается от
остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В потемневшей хвое, в
тоненьком смолистом стволике чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже
вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха,
приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером
развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в
середину пня.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком,
пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня,
расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после
смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся
следы его с земли, там, в глубине, еще долго корни будут отдавать молодому
деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, согревая его в стужу остатным теплым дыханием
прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от
воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто
прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а
ведь были среди ниx ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует
увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта
поесть, — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне. (По
В.П.Астафьеву)
III.
Восприятие текста:
1. О чем этот текст?
2. Как описывает автор жизнь маленькой елочки?
3. Благодаря чему она растет?
4. Какие ассоциации вызывает у автора маленькая елочка?
Почему?
5. Как бы вы назвали текст? (сравнение с авторским
названием)
6. Что вложил автор в заглавие?
7. Какова основная мысль текста?
IV.
Повторное чтение текста по фрагментам, составление
плана.
V.
Вопросы для размышления (элементами сочинения):
-
Какие проблемы поднимает автор текста?
-
Что означает заглавие текста?
VI.
Работа с черновиком.
VI. Чтение текста
для самопроверки.
VII. Оформление
работы в тетради.