СЕКРЕТЫ ОДНОГО ЗАДАНИЯ
(О задании № 7 на ЕГЭ по русскому языку)
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 9 предложений, в 5 из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз.
|
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.
|
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.
|
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.
|
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе
кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Студенчество выступили против решения администрации университета.
|
Студенчество выступило против решения администрации университета.
|
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал.
|
Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал.
|
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
МГТУ открыло новый факультет.
|
МГТУ открыл новый факультет.
|
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям.
|
Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.
|
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно
эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Согласно распоряжения
|
согласно (чему?) распоряжению
|
Благодаря лечения
|
благодаря (чему?) лечению
|
2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
по приезду в столицу
|
по приезде в столицу (после приезда)
|
по окончанию школы
|
по окончании школы (после окончания)
|
по завершению работы
|
по завершении работы
|
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда»
газеты (какой?) «Правда»
газете (какой?) «Правда»
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
В романе «Войне и мире»
|
В романе «Война и мир»
|
В рассказе «Судьбе человека»
|
В рассказе «Судьба человека»
|
В стихотворении «Незнакомке»
|
В стихотворении «Незнакомка»
|
IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.
1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки.
|
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.
|
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.
|
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.
|
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
|
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
|
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.
|
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о любви к нему.
|
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
|
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
|
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.
|
Сестры любили музыку и увлекались ею.
|
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах.
|
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
|
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины.
|
Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон.
|
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
V. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу.
|
Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу.
|
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
|
Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».
|
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали.
|
Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал.
|
VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса).
|
Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди).
|
Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение).
|
Приехав в Москву, он загрустил.
|
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
|
Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы.
|
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.
|
Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали.
|
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.
|
Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали.
|
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах.
|
Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах.
|
Употребление причастия без необходимых зависимых слов
VIII. Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Он пишет то, что возмущен этим случаем.
|
Он пишет, что возмущен этим случаем.
|
Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Автор пишет, что будто бы…
что как он добился своей цели.
|
Автор пишет, будто бы…
как он добился своей цели.
|
Употребление рядом двух однозначных союзов (что будто бы…, но однако)
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас её.
|
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас её.
|
Пропуск союза.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия.
|
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия.
|
Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
|
Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.
|
Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Чиновник разъяснил о том, что клиент нарушил инструкцию.
|
Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструкцию.
|
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: разъяснил (что?).
IX. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
|
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.
|
Глагол «подвергает» употреблен в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблен в прошедшем времени.
Неправильный вариант
|
Правильный вариант
|
Дети, делая скворечники и разместив их на деревьях, помогают птицам.
|
Дети, делая скворечники и размещая их на деревьях, помогают птицам.
|
Деепричастие «делая» относится к несовершенному виду, а деепричастие «разместив» к совершенному виду.
Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых и деепричастий в связном тексте.
|